Отец самарского трамвая

8 (21) сентября 1871 года – 140 лет назад – в г. Саратове в дворянской семье Суткевичей родился мальчик. Назвали его Павлом…

Именно ему было суждено стать в дальнейшем автором проекта электрического самарского трамвая, одним из основателей и строителей нашего предприятия и даже его первым вагоновожатым.

Семья Суткевичей была римско-католического вероисповедания. Несмотря на дворянское сословие, Суткевичи были бедны. Имения ни родители его, ни он сам никогда не имели.

Среднее образование Павел Суткевич получил в Одесской 2-й классической гимназии, которую окончил в 1892 году с золотой медалью.

В 1892 году он поступил в Санкт-Петербургский технологический институт Императора Николая I на механическое отделение и окончил его в 1897 году со званием инженера-технолога, тогда же дополнительно прослушал и сдал экзамены по специальным курсам по электричеству и электротехнике.

До прибытия в наш город молодой инженер Павел Антонович Суткевич успел поработать двенадцать лет в «Русском обществе электрических дорог и электрического освещения» в Нижнем Новгороде. Вначале в качестве заведующего центральной электрической станцией, затем – в должности технического директора указанного общества. Позднее, в 1910 г., переехал в Санкт-Петербург, где по поручению «Русского технического общества» участвовал в разработке проектов электрических станций Елизаветграда, Оренбурга, Уфы и ряда других городов.

В Самаре Павел Антонович Суткевич прожил всего четыре года (с 8 (21) октября 1912 г. по 22 ноября (5 декабря) 1916 г.). Но сколько удалось сделать Суткевичу на благо нашего города и предприятия за столь короткий срок! Будучи уже очень известным в России специалистом по электрическому освещению и электрическим станциям, он в 1910 году победил в конкурсе проектов строительства самарского трамвая.

Претендентов на участие в конкурсе было 40(!), но к участию допущено было лишь пять самых серьезных разработок. Свой проект П.А. Суткевич назвал «Лучше поздно, чем никогда». Самара запаздывала в развитии городского транспорта, довольствовалась конкой. А меж тем уже в 44 городах Российской империи работал электрический трамвай.

В 1912 году П.А. Суткевича пригласили в Самару и назначили заведующим строительством всех сооружений, путей и контактной питающей сети. Он также занимался закупкой подвижного состава, набором служащих и их обучением. Со своими задачами Суткевич справился блестяще. Несмотря на огромные трудности (шла Первая мировая война), Самара 12(25) февраля 1915 года стала трамвайным городом.

Павел Антонович был назначен первым руководителем трамвайного предприятия, наладил его образцовую работу (оценка московских проверяющих). И все это без привлечения иностранных специалистов, опираясь, как бы мы сейчас сказали, исключительно на отечественного производителя. Еще одна интересная деталь: первый электрический трамвай на улицы Самары из депо вывел лично сам Павел Антонович Суткевич.

Как доехать

Укажите остановки следования

Поиск
Поиск

Выберите интересующий маршрут

Перейти
Перейти